Cопровождения обучающихся с инвалидностью

Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в 2022 году в рамках исполнения подведомственными организациями Минпросвещения России государственного задания



п/п

Название рекомендаций

Разработчик

Целевая аудитория

Ссылка на размещенный документ/ реквизиты письма

1
Социальная диада детства: родителям о детях
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://disk.yandex.ru/i/zVIgBfdT0XTclg
2
Психологические приемы активизации внимания и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) в процессе дистанционного обучения
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://disk.yandex.ru/i/cZgRS7-IB1h8sw
3
Психологическая безопасность школьников, подростков и юношей с РАС в интернете
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://disk.yandex.ru/i/8VL0owqA-VZI4w
4
Маршрутизатор комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Marshrutizator-kompleksnogo-PPS.pdf
5
Организация обучения и воспитания детей раннего возраста в семьях глухих родителей
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Organizaciya-obucheniya-i-vospitaniya-detej-rannego-vo...
6
Формирование коммуникативной готовности к школьному обучению детей с НОДА
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Formirovanie-kommunikativnoj-gotovnosti-k-shkolnomu-ob...
7
Как построить взаимодействие со своим ребенком рекомендации психолога родителям подростков с ЗПР
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Kak-postroit-vzaimodejstvie-so-svoim-rebenkom_rekomend...
8
Играя, развиваем советы родителям детей с ТМНР
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Igraya-razvivaem_sovety-roditelyam-detej-s-TMNR_metodi...
9
Организация семейного воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Organizaciya-semejnogo-vospitaniya-i-obucheniya-doshko...
10
Коммуникативные возможности детей с тяжелыми двигательными и интеллектуальными нарушениями: диагностика и коррекция
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Kommunikativnye_vozmozhnosti_detej_s_tyazhelymi_dvigat...
11
Организация семейного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом: методическое пособие для родителей
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для родителей
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Organizaciya-semejnogo-vospitaniya-i-obucheniya-detej-...
12
Методы и приемы формирования речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Metody-i-priemy-formirovaniya-rechemyslitelnoj-deyatel...
13
Реализация коррекционного курса Сенсорное развитие в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Realizaciya-korrekcionnogo-kursa-Sensornoe-razvitie-v-...
14
Реализация коррекционных курсов для обучающихся с ЗПР на уровне НОО
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Realizaciya-korrekcionnyh-kursov-dlya-obuchajushhihsya...
15
Использование вербальных и невербальных средств коммуникации в обучении детей с нарушениями слуха
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://disk.yandex.ru/i/O2b1d02VlJQagw
16
Основы психолого-педагогического консультирования родителей ребенка с ОВЗ в период лечения в стационаре
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Osnovy-psihologo-pedagogicheskogo-konsultirovaniya-rod...
17
Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Metodika-razvitiya-zritelnogo-vospriyatiya-detej-s-nar...
18
Методика развития пространственного ориентирования и мобильности детей с нарушениями зрения
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/04/Metodika_razvitiya_prostranstvennogo_orientirovaniya_i...
19
Методические рекомендации по созданию в образовательной организации здоровьесберегающих условий, способствующих психическому развитию и укреплению здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/03/Metodicheskie_rekomendacii_po_sozdaniju_v_OO_zdorovesb...
20
Методические рекомендации для педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ с применением компьютерных инструментов
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://disk.yandex.ru/i/9pA4R7VEce7U1Q
21
Ресурсы семей, воспитывающих детей с различными ограничениями в состоянии здоровья
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников.
Для руководителей и специалистов ППМС-центров
https://disk.yandex.ru/i/zljxsdXIdXDgrg
22
Реализация принципов ранней помощи в условиях дистанционного консультирования семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников
https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/05/Realizaciya_principov_rannej_pomoshhi.pdf
23
Опыт использование подхода DIRFloortime в ранней коррекционной помощи
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для педагогических работников.
Для руководителей и специалистов ППМС-центров
https://disk.yandex.ru/i/13Ro2OCbHxEwqg
24
Примерные модульные программы дополнительного профессионального образования для специалистов системы ранней помощи, педагогов общего и профессионального образования, работающих в инклюзивных образовательных организациях
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для специалистов региональных институтов развития образования
https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/
(раздел 2022 – НИР «Реконструкция системы дополнительного профессионального образования на основе развивающихся научных представлений в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии»)
25
Примерная методика и инструментарий определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
Для местных и региональных органов управления образованием
А.В. Бугаев, письмо от 31 января 2023 г. № АБ-356/07
26
Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций
https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ieeceo2022/contents
27
Создание инклюзивной среды в образовательных организациях среднего профессионального образования: методические рекомендации
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Для руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организациях
https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ieceompe2022/contents
28
Профессиональная подготовка тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного
образования: методические рекомендации для педагогических ВУЗов и институтов развития образования
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Для педагогических ВУЗов и институтов развития образования
https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ptt2022
29
Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Для разработчиков образовательных программ, преподавателей ВУЗов, магистрантов и аспирантов
http://mpgu.su/novosti/metodicheskie-obrazovatelnyh-defektologicheskoe/
30
Методические рекомендации по созданию и реализации воспитательной системы в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Для руководящих и педагогических работников образовательных организаций.
Для специалистов лагерей.
Для родителей.
http://mpgu.su/wp-content/uploads/2023/06/МЕТОДИЧЕСКИЕ-РЕКОМЕНДАЦИИ.pdf
31
Маршрутизатор образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Для родителей.
Для педагогических работников
https://autism-frc.ru/education/infografika/1485